среда, 17 сентября 2014 г.

В нашей музыке нет неправильных нот

В среду, 17 сентября, на пике проходящей недели чувств студентам выпала возможность погрузиться в атмосферу самой разнообразной музыки, узнать об уникальных особенностях нашего слуха, а заодно поиграть на необычных инструментах народов мира.

В начале дня перед студентами выступил ведущий и организатор недели чувств Алексей Алексеевич Обухов. Под торжественную музыку он поприветствовал гостей в зале и, в частности, музыкальный факультет, впервые принимающий участие в неделе погружения. На сцене разложили целый арсенал музыкальных инструментов народов мира. 





Здесь были и русские гусли, и кубинский инструмент Клаве, и даже индийские барабаны — таблы. 

Виртуозное владение разнообразными инструментами продемонстрировала на своей лекции известный культуролог и музыкант-инструменталист — Юлия Сергеевна Овчинникова, автор музыкальных и антропологических книг. В предисловии к лекции звучала индийская флейта, Юлия Срегеевна читала стихи Петрарки, размышляла над абстрактными понятиями любви, счастья и свободы. Затем плавно перешла к вопросу о том, что же представляет собой музыка? Что это за явление и что за опыт? В ответ зал оживился и наполнился мелодиями, сменяющими друг друга. 

«От со-звучия к со-действию» – идея лекции опиралась на деятельностный принцип «СО». 
Юлия Сергеевна передала это на простых и понятных всем словах: созвучие, созидание, сотворчество и сопереживание. Для ребят прозвучала флейта любви, которая пришла к нам от североамериканских индейцев. Инструмент использовали для обряда ухаживания за молодыми девушками.


И, как правильно подмечали индийцы, – «в нашей музыке нет неправильных нот!»

Многие музыкальные инструменты студенты узнали и услышали впервые. Звучащие со сцены мелодии на высле, бире, кугигле трогали до глубины души, как потом признались многие слушатели. В процессе лекции Юлия Сергеевна рассказывала, как знакомилась с каждым инструментом отдельно, и постепенно собрала целую коллекцию из разных стран.

Лекция завершалась преамбулой к мастер-классу. Несколько девушек-добровольцев вызвались на необычный эксперимент. Им раздали несколько разных видов музыкальных инструментов: марокканский барабан, барабан тепонацли, а также инструменты звуков животных и природных явлений — копытцев ламы, африканской черепашки, дождя, воздуха и ветра. 



На сцене началась настоящая импровизация — зазвучала мелодия целого мира. Участницы справились на ура! Юлии Овчинниковой зал аплодировал стоя.

Студенты разобрали билеты на мастер-классы, и занятия стали набирать обороты. На интерактивном семинаре «Звуковая радуга и время распознавания звуков человеком» у Евгения Марковича Баллада, учителя лицея №1553 имени В.И. Вернадского, никто не скучал. Название  было подобрано очень кстати, и сам Евгений Маркович проводил занятие в живом диалоге с ребятами, частенько подшучивал и приводил примеры, близкие молодежи. Он не забыл упомянуть и об интересных природных явлениях, сравнив их с тем, что мы слышим. Оказывается, спектр всех частот сливается в Белый шум, похожий на звук водопада или неисправного телевизора. 

Совместно с ребятами Баллада провел несколько экспериментов, в том числе и с распознаванием звука во времени. Мы проверили, сможет ли слух предостеречь нас от надвигающейся опасности, как быстро мы сможем услышать и понять, что нас ждет? Оказалось, что лай собаки мы можем распознать за несколько долей миллисекунд. Но даже это оказалось долго по сравнению с сигналом автомобиля. Забавно, что звук кипящего масла на сковородке не угадал никто, и на то есть свои причины. Ведь у каждого свой особенный слух.


Дарья Кузьмичёва

Фото Дарьи Кузьмичёвой

Комментариев нет:

Отправить комментарий