вторник, 2 сентября 2014 г.

«МПГУ будет помогать лучшим студентам»

2 сентября в московской школе №2030 состоялось мероприятие по ознакомлению студентов-первокурсников МПГУ с предстоящей им программой на несколько недель, заключающейся в совместной работе и выполнении различных заданий на портале электронного обучения вуза. Побеседовав с ректором МПГУ Алексеем Львовичем Семеновым, наш корреспондент узнал, для чего нужен данный метод, чего не хватает в педагогическом образовании и как с этим бороться.
Ректор МПГУ Алексей Семенов. Фото: Александр Рузаев
Алексей Львович, какие именно компетенции развивают данные мероприятия и какова их основная цель?
Алексей Семенов: я бы сказал, что здесь есть с одной стороны правильно замеченный вами вопрос формирования компетенций, а с другой стороны — знакомство с некоторыми предметными аспектами и технологиями. Одна из главных задач, которые мы решаем — это выявление пробелов в тех или иных областях знаний наших студентов. Прежде всего, это совсем катастрофические ситуации, к примеру, такие, как неспособность к элементарному разговору. Не исключено, что к нам в том числе поступают и люди с неразвитыми коммуникативными способностями, крайне важными в профессии педагога. 
Наша задача — развить в студентах способность учиться, в том числе в вузовском контексте.
Мы должны научить студентов самостоятельно искать информацию. На данный момент мировая школа двигается к новому стандарту открытого образования. То есть, если раньше было «от сих до сих» по учебнику, то сейчас мы можем сказать: «Посмотри в интернете». И это тоже одна из компетенций, которая заключается в поиске и анализе информации, выявлении главных аспектов и отношения к ним. 
А чего именно на данный момент не хватает в педагогическом образовании?
Мы анализируем этот вопрос совместно с представителями других педагогических вузов и ищем решения современных проблем педобразования. Одно из главных упущений — это недостаточное внимание к роли практики, которая очень важна. Начав заниматься этим вопросом в контексте МПГУ, я обнаружил следующее: до 80-х годов практике отводилось очень большое время, она занимала значимую часть в педагогическом образовании. Конечно, эта роль не была высока постоянно в те времена, но всегда была выше в сравнении нашими днями. То есть в трудные для страны времена практика стала формальностью. По этому вопросу я и мои коллеги обсуждают такие решения, как возвращение к системе рекомендаций и распределению, что было еще в СССР. Однако я отмечу, что мы не станем всех наших выпускников распределять по школам, так как это не целесообразно. 
Такой механизм будет работать для лучших студентов — им мы будем всячески помогать.
Помимо этого, студенческая практика в дальнейшем может быть использована в качестве дополнительной аттестации, помимо госэкзамена. Данный вопрос находится на стадии разработки.
Студент 310 группы филфака МПГУ Михаил Долидзе и ректор МПГУ Алексей Семенов.
Фото: Александр Рузаев
Чего вы ждете от данного метода?

На самом деле, это даже не метод, это типичная конструкция на манер армейской подготовки. В нашем случае особенность заключается именно в сроках. Обсуждая этот вопрос с коллегами, мы решили дать первокурсникам месяц, так как одной недели, как было раньше, оказалось мало. Этот месяц будет проходить в режиме интенсивной работы, который предусматривает использование оставшихся со школы знаний. К примеру, студенты берут определенное историческое явление, дают ему оценку, вырабатывают собственное мнение и создают определенные материалы на эту тему. Это чем-то похоже на школьное сочинение, только на более взрослом уровне. Посредством этого студенты должны осознать, что именно от них будет требоваться в дальнейшем. Это то, чего мы ждем.
Что пожелаете начинающим студентам?
Я бы посоветовал параллельно с вузом, где студентов тем или иным способом оберегают, стараться вести себя относительно правильно и разумно. Хорошо спать, хорошо питаться, постараться бросить вредные привычки. На данный момент им предстоит тяжелый период. Особенно трудным он будет для тех, кто приехал из других городов. Как родители, так и преподаватели ждут от студентов ответственности и самостоятельности. Дальше будет проще, но первые месяцы в вузе требуют серьезных усилий, поэтому нужно сознательно относиться к собственному ресурсу здоровья, сил и времени.

Беседовал Михаил Долидзе

Комментариев нет:

Отправить комментарий