среда, 17 сентября 2014 г.

Иметь уши не значит уметь слушать

85% информации добывается визуальным путем. На все остальные органы чувств остается 15%. Из них порядка 10-12 — на слух. Доказано, что слух оказывает воздействие на наше сознание, жизнь гораздо больше влияния, чем зрение.

«Здра-а-авству-уйте-е-е-е», — так поприветствовал первокурсников декан музыкального факультета П. В. Анисимов. Студенты подхватили его отличное настроение и тоже поздоровались распевочкой. Так начался тренинг по развитию музыкального слуха и координации слуха и голоса на основе пентатоники.



Тренинг во многом импровизационный, так как преподаватель-музыкант часто находится в такой ситуации, когда не все идет по плану.
После приветственной речи небольшая лекция о слухе, его роли в жизни человека.

«Самый совершенный инструмент — это природа, а у человека — его голос, к которому нужно относиться очень бережно». Природа человеческого голоса очень интересна. Она потрясающа по своим возможностям и звукам — диапазону, динамике.

Кого мы лучше слышим? Себя. То, что происходит с нами. «Есть такое понятие — внутренний слух. Это очень таинственная вещь. Мы же ведь мысли свои слышим. Мы их как будто бы произносим, хотя ничто не участвует в этом». Слышим свои мысли до того, как звук вербализуется в пространство.

Однако нужно слышать не только себя, но и других. Вот какие есть высказывания по этому поводу:

1) «Иметь уши не значит уметь слушать»

2) «Наблюдайте, как вы слушаете» (из Евангелия от Луки)

3) «Замечайте, что вы слушаете» (из Евангелия от Марка)

Теория — это хорошо, но нужна и практика. Павел Васильевич предлагает упражнения, которые нравятся детям (ведь студенты — будущие учителя начальных классов).

Упражнение № 1. Преподаватель хлопает, и первокурсники делают то же самое ему в такт. Нужно быть внимательным и все успевать, потому что каждый раз разная комбинация хлопков.

Упражнение № 2. Сначала хлопает преподаватель, после чего этот набор повторяют студенты.

Эти упражнения можно выполнять, хлопая не только в ладоши, но и по всему телу. Дети любят двигаться, поэтому это приносит им массу положительных эмоций.

Дыхание необходимо для здоровья; не зря говорят, что очень хорошо, когда человек поющий. Такие люди здоровы, так как правильно дышат. А для последнего действия нужны диафрагматические мышцы. Если они не работают — дыхание поверхностное. Воздух, схватываемый верхушкой легких, невозможно удержать (ключичное дыхание). Чтобы правильно выполнять упражнение, должен быть пресс! В связи с этим Павел Васильевич предлагает поиграть в следующую игру — в согласные. Все студенты встают. Перед ними задача: произнести 4 пары звуков («б-п», «в-ф», «д-т», «г-к»). Их нужно «выталкивать» животом.



Студенты на лекции в День слуха.


Если после чувствуется усталость в спине, значит, упражнение делалось правильно. Не надо беспокоиться: немного некомфортные ощущения вскоре пройдут.
А теперь снова теория. Павел Васильевич упоминает еще об одном важном моменте. «Диапазон голоса в первый год жизни ребенка потрясающий. Он равен 4 октавам». Голос такой у него от природы. А как озвучивает свои желания малыш? Различными сигналами (гулит, аукает, визжит). Но потом ребенку исполняется годик, и теперь голос обслуживает речь. Это значит, что больше не надо кричать; все, что нужно, объясняется словами. Таким образом, здесь можно провести сравнение: когда ребенок начинает говорить, голос превращается из бабочки в куколку. А как же было раньше? На Руси в деревнях дети лежали на печи и слушали, как взрослые пели, когда пряли, вязали. А потом они к ним подключались. И все детские игры тоже были связаны с пением. А сейчас это всё ушло…

Павел Васильевич поделился еще одним секретом развития голоса. Необходимы сказки! Их нельзя читать, их нужно сказывать, а значит – играть голосом (ведь все животные говорят по-разному).

Время летит быстро, вскоре тренинг подходит к концу. Студенты узнали много информации о голосе, несколько полезных упражнений по его развитию. И по завершению тренинга даже решили создать свой хор.


Алёна Макаренко
Фото Дарьи Кузьмичевой

2 комментария: