среда, 3 сентября 2014 г.

«Наша задача — сломать шаблоны»

На официальной презентации Института детства был представлен формат новой структуры МПГУ и описаны некоторые нововведения в преподавании и обучении первокурсников. Мы расспросили директора Института детства Татьяну Александровну Соловьеву об этих нововведениях: кого и в какой мере они коснутся, как повлияют на старшекурсников и с чем придётся столкнуться только начинающим студентам.
Презентация «Института детства» в корпусе МПГУ на проспекте Вернадского

Расскажите, пожалуйста, с чего начинается работа Института детства?

Сейчас обучение студентов-первокурсников факультетов, вошедших в состав Института детства, начинается с погружения в модуль «Введение в профессию». Это происходит впервые, раньше такого нигде не применялось. Модуль займёт ровно месяц, первый месяц обучения – сентябрь.

Для чего образован Институт детства, и какие цели преследуют нововведения в обучении?
Сейчас мы получаем огромное количество информации и решаем массу задач с одной целью:  чтобы потом не услышать фразу «преподаватели не смогли научить». Случается такое, что студенты приходят слабые и не воспринимают теоретическую часть обучения. Сейчас мы готовим для студентов базу, чтобы в дальнейшем на основе этой базы учить студентов и давать им знания. 

Это связано с требованием честности: если мы чему-то не можем научить студентов, мы говорим об этом честно и поэтому  мы готовы изменить технологии обучения.  Мы не говорим студентам в конце обучения, что мы сами, на самом деле, много знаем, много чем владеем как преподаватели, а вас не научили. Мы делаем так, чтобы студенты могли перенять от нас знания и наш опыт. На сегодняшний день это наша задача: значит нужно менять технологии и формы обучения, чтобы получить на выходе обученного, знающего свое дело и умелого специалиста. 

И наша основная задача – передать профессиональный опыт, профессиональную культуру и искусство общения с самыми разными детьми, у которых разные потребности, особенности.

Почему «Институт детства»? Откуда такое название?

Мы не разделяем детей. Студенты — педагоги, дефектологи будут работать с человеком, поэтому и «Институт детства». Мы комплексно готовим профессиональных специалистов по совокупному обучению и развитию ребенка. Делать это нам позволяют те профили, которые вошли в состав Института детства.

Что даст студентам обучение по обновленной программе?

Самое главное, что, вступая в эти реформы, программа обучения не теряет свою академичность и фундаментальность, которые утратились при переходе на бакалавриат. И именно этой реформой мы помогаем студентам восполнить потерянный год. Но чтобы восполнить этот год, мы должны подготовить студентов, чем мы сейчас и занимаемся. Они должны овладеть всеми необходимыми групповыми и индивидуальными видами работы. Студенты больше никогда не будут к этому возвращаться, на это у нас нет времени. 

Поэтому именно в начале обучения, на первом курсе, мы вводим этот модуль и эту реформу, и выделяем на это месяц.

Какие задачи Вы ставите перед собой во время проведения модуля? Для чего он – этот новый модуль? Что он даст первокурсникам?

В этот месяц мы поставили перед собой задачи инструментализации. Поясню: нам необходимо, чтобы студент овладел всеми необходимыми инструментами для создания устных и письменных текстов, фото и видео продуктов в виде message, а также для создания тестовых процедур, которые касаются оценки лингвистической компетенции владения родным и иностранным языком. Это необходимо для оценки готовности студентов взаимодействовать и работать в группах.

А с чем связаны такие глобальные перемены в обучении студентов?

Во-первых, эти перемены не глобальные. Мы ввели немного другие формы и технологии обучения, а содержание обучения студентов остается научно обоснованным. Мы изменили парадигму подготовки студентов, меняется лишь форма обучения.

Во-вторых, эти перемены назрели. Это возникшая необходимость учить студентов так, чтобы в дальнейшем не отправлять их на переподготовку после окончания  факультета.

С чего начнутся перемены в обучении студентов?

Сейчас для первокурсников Института детства запланирована практика: это и есть начало модуля «Введение в профессию». Начало обучения с практики – это нововведение института, раньше такого не было. Это меняет всю образовательную среду. Практика для первокурсников будет проходить параллельно с учебой, она встроена в часы дисциплин и в образовательный процесс. Практика — это одна из форм обучения, и каждая форма связана с содержанием образования. Практика есть во всех дисциплинах без исключения.  Она представляет собой несколько уровней погружения в будущую профессиональную среду. Практика для студентов-первокурсников запланирована в большом объеме. Она предусматривает под собой разные формы, опыты работы: урочная, внеурочная деятельность. 

В помощь всей этой практической системе будет использована информационная система Moodle, которая позволит нам это все объединить. Иначе мы не сможем правильно привлекать учреждения для решения конкретных задач. Это сетевое взаимодействие, совместная реализация образовательных программ, их элементов и составляющих.

В чем конкретно заключается практика для первокурсников?

К примеру, для дефектологов в теоретический процесс обучения включено изучение музыкально-ритмических занятий. Параллельно они проходят практику на базе школ для детей с нарушениями слуха. Все это носит обязательный характер, студенты сдают все свои проекты, зачеты. Результаты их деятельности, разумеется, пока не являются профессиональными, но включают будущие профессиональные навыки и приемы.

Коснутся ли перемены студентов всех курсов, или нововведения направлены только на первокурсников?

Старших курсов эти нововведения не касаются, это связано с организационными проблемами и с утвержденными учебными планами. Но, тем не менее, элементы реформы будут использованы, так как педагоги работают одинаково со всеми курсами. Все же мы не заявляем, что эта модель будет полноценно реализована в старших курсах. Мы не ставим перед собой такую задачу, но мы стремимся к практико-ориентированному обучению на всех курсах.

Что же касается выездной сессионной практики на старших курсах, она никуда не денется, она останется, как и была ранее.

А что вы можете сказать о самих первокурсниках?

Первый курс пришел замечательный, нам очень повезло. Они быстро все схватывают, сразу начали работать в информационной среде. Учителя из школы № 2030, с которыми они работали, отзываются о студентах, как об уникальных, талантливых, сообразительных ребятах. Мне нравится, что у них горят глаза, и они готовы обучаться в новой форме.

Сейчас очень много изменений, инноваций, и если бы не такие замечательные условия, когда мы получаем совершенно новых ребят, у нас вряд ли что-то получилось бы.

Какова задача Института детства в целом? Какие результаты вы хотите видеть в дальнейшем?


Наша задача – сломать шаблоны. Мы не хотим, чтобы учитель встал за стол и начал подробно рассказывать, как надо что-то делать. Мы меняем это. Учитель не стоит за столом и ничего не рассказывает, учитель учит и развивает человека.

Беседовали Полина Воронина, Анастасия Лёшкина
Фото: Мария Прокофьева

Комментариев нет:

Отправить комментарий