вторник, 16 сентября 2014 г.

«Лучше всего о еде написано во втором томе "Мертвых душ"»

16 сентября студенты собрались в актовом зале МПГУ, чтобы послушать известного писателя, журналиста и преподавателя Дмитрия Львочича Быкова. Его лекция «Символика еды в литературе 19-20 веков» проходила в рамках дня вкуса и обоняния. Дмитрий Львович обратил внимание слушателей на тесную связь еды с чувствами и эмоциями героев. Он подробно рассказал об отдельных блюдах из произведений Чехова, Гоголя, Толстого и Гончарова — писателей, знакомых первокурсникам еще со школьной скамьи.


После лекции Дмитрий Львович любезно согласился побеседовать с нами.

Литература 19-20-х веков насыщена символами, скажите, почему среди прочих Вы выбрали именно тему, посвященную символике еды?

Потому что у Вас сегодня день посвящен вкусу.


А вкус — это ключевая категория в разговоре о еде.

Вы давно исследуете тему еды в художественных произведениях?

Я занимаюсь этим, потому что писал о символике еды в «Анне Карениной». Потом неожиданно для себя прочитал весьма интересное сочинение у своего школьника. Он писал: «Я сейчас очень голоден, поэтому сил на то, чтобы писать сравнительную характеристику Обломова и Штольца я в себе не чувствую, но могу написать сравнительную характеристику меню Обломова до и после женитьбы на Пшеницыной. Мне очень понравилась эта работа, а ребенок действительно талантливый. Я подумал, что в «Обломове» эта тема доминирует. 



Когда читаешь в полуголодном состоянии или читаешь за едой, что я делаю довольно часто, возникает такой внутренний резонанс.

Поэтому зал сразу ответил Вам об «Обломове», а не о «Мертвых душах» Гоголя?

Нет, дело в том, что зал не читал второй том «Мертвых душ». Я в их возрасте тоже не читал второй том, но надо!

Сама роль пищи с течением веков как-то трансформируется?

Стали менее заметны социальные различия. Смотрите, если в романе Диккенса бедняк ест свою похлебку, а богач паштет гусиный, то в 21 веке и богач и бедняк едят фастфуд. Для голливудской звезды не зазорно зайти в фастфуд.


Если вы сегодня зайдете в «Теремок» в Москве, это ничего не скажет о вашем благосостоянии. Еда перестала быть зеркалом.

Вы сказали, что в произведениях 21 века нет будущего, потому что они о еде не пишут…

Там нет пластики, нет тактильности, нет ощущения, что ты в контакте с жизнью, очень много абстракций. Современный писатель утратил навык пластического образа.

Вы часто используете символику еды в своих произведениях?

Да, довольно часто. Есть в одном произведении эпизод, где старушка покупает в магазине молоко и творожок и рассказывает девушке про коровку. Возникает ощущение жалости и скудного уюта. Обязательно почитайте!

Вы гурман или гурмэ?

Гурман просто ест, а гурмэ еще и готовит. Я ем все, а больше всего люблю сосиски и пельмени, наверное, потому, что таким было мое советское прошлое.


Беседовали Юлия Королёва и Дарья Кузьмичёва
Фото Норы Смблян и Ивана Кузнецова

Комментариев нет:

Отправить комментарий